Суть времени СВАО

Previous Entry Share Next Entry
«Макбет» : Почему не все пророчества сбылись.
svao_eot

Следующее эссе написала Марина С.:

* * *
Геката:
«А я за эту ночь введу
Макбета в верную беду».
………………………………….
«Людей погибель - в похвальбе,
В уверенности их в себе»
У.Шекспир «Макбет»


Макбет предстает в первом действии трагедии как воплощение подлинной человеческой мощи и героизма. У него есть и сила, и мужество, и бесстрашие, и он доказал их на поле брани, где разгромил предателя Макдональда, норвежского короля Свена, ирландцев с западных островов. Он делал это, добиваясь победы в честном бою. Ему ничего не стоило вспороть живот врага, отрубить ему голову и водрузить ее на копье над башней. Его доблести вызывают всеобщее восхищение, успех сопутствует ему, и подвиги его награждаются по достоинству шотландским королем Дунканом, которому он преданно служит, он обласкан при дворе.
Храбрец Макбет (он назван так по праву)»:

«Но подоспел Макбет, жених Беллоны,
В своей непроницаемой броне,
Без колебаний, рискуя жизнью, шел он в бой»

Он непобедим в открытой схватке за правое дело против врагов Шотландии. И настоящие рыцарские доспехи оберегают его в ратном бою.
   Но ему готовится ловушка… смертельное испытание…развязка которого приведет к абсолютной моральной и физической гибели самого Макбета, его жены, рода. Сети по воле Шекспира ему расставила сама Геката-богиня преисподней, ведьм, тьмы…
  
Уже сам зачин трагедии приоткрывает завесу над темной стороной жизни. Страшный хоровод ведьм  предвещает чудовищное попрание человечности. Зло, которое они воплощают, коренится в самом низменном, что есть в природе. Их уродство -символ всего безобразного в жизни. У них есть свой страшный юмор, их чудовищные шутки связаны со смертью, и для них высшая радость – хаос бессмысленных убийств и жестоких страданий. Они хихикают от зрелища повешенных и потирают костлявые руки, чуя запах человеческой крови. Речи их полны бессмыслицы, но так и должно быть, ибо они воплощают ту стихию жизни, где разум бессилен, где царит слепая страсть и человек оказывается игрушкой примитивных темных инстинктов, подстерегающих то роковое мгновение, когда они смогут полностью завладеть его душой.

«Зло есть добро, добро есть зло», - заклинают ведьмы, а Макбет им вторит, как бы уже на их волне, перед роковым предсказанием.

«Прекрасней и страшней не помню дня».
И он услышал то, о чем в тайне, возможно, и мечтал, но не смел надеяться: к гламисскому тану прибавится еще кавдорский, а «в грядущем- он король»!

С Макбетом был его друг и соратник Банко, которому ведьмы напророчили быть предком королей, другими словами, возможно, его сын Флинс и внуки станут шотландскими королями, а потом и английскими и ирландскими. Однако, Банко к этой вести отнесся скептически и равнодушно заметил:
«Но духи лжи, готовя нашу гибель,
Сперва подобьем правды манят нас,
Чтоб уничтожить тяжестью последствий».
А о самих ведьмах-прорицательницах выразился так:
«Земля пускает также пузыри,
Как и вода. Явились на поверхность
И растеклись».

Здесь необходимо отвлечься и привести слова С.Е.Кургиняна из статьи «Судьба гуманизма в XXI веке» (газета Суть времени №70 от 26.03.2014). «Наш великий поэт Александр Блок с особой трепетностью относился к фразе Банко, одного из героев шекспировской трагедии «Макбет». Увидев ведьм, предсказавших ему будущее и исчезнувших, Банко назвал этих ведьм «пузырями земли»….».

Вначале о шекспировских строках. Скажу об этом совсем немного, ибо, не разобравшись до конца с «Фаустом», просто не имею права умножать литературные сущности….
Нужно быть гениальным англичанином, чтобы с такой емкостью и сухостью говорить о ничто и его инфернальных проявлениях. Оценить в оригинале тексты Гёте я, к сожалению, не могу. Но твердо уверен в том, что пустота и ничто, о которых говорят Фауст и Мефистофель, имеют глубочайшую метафизическую связь с этими самыми «earth bubbles». Да и с пузырями вообще. К примеру, с пузырями любой инфляции — не только инфляции экономической, но и инфляции метафизической. А также инфляции космологической….»
Видимо, возможно, и о Макбете, сказать, вслед за Шарлоттой Шиллер: «Он сделал ставку на ничто». Получается, что два доблестных друга-полководца Макбет и Банко отнеслись к встрече с ведьмами и их пророчествам каждый по-своему. Для Банко честь превыше всего и он никогда не согласится «добыть потерей чести» милости, которые сулит ему Макбет.

А для Макбета прорицания стали толчком к бесчеловечному перерождению и череде кровавых преступлений для достижения своих честолюбивых планов, предначертанных дьявольской силой . В результате чего он остался в одиночестве, погубив даже своего друга-соратника Банко.

Во всей этой истории меня удивляет, что два предсказания колдуний сбываются, а два других-нет, потому что Шекспир пожелал, чтобы в жизнь и дела героев вмешалась недовольная своими ведьмами бледнолицая Геката и подкорректировала грядущие события, замышляя погубить Макбета:

«…Тот яд Макбета ослепит,
И он, забывши страх и стыд,
Вообразит, что вправду он
От ран и смерти огражден».

Макбет пребывал в уверенности, что
«Врагом и бунтом он не победим.
Пока не двинется наперерез
На Дунсинанский холм Бирнамский лес»,
но войска, наступающие на тирана, взяли в руки ветки- и «лес» двинулся на его замок.
«Поймал на правде дьявол, обнадежив», - только и мог сказать Макбет.

Макбет еще надеется, что
«... защищен
Судьбой от всех, кто женщиной рождён»
и снимает с себя доспехи и бросается в последний бой со словами:
«Ни здесь, ни там спасенья не найдешь.
Я жить устал, я жизнью этой сыт
И зол на то, что свет еще стоит» .

И вот ловушка захлопнулась: Макбет не бессмертен - его обезглавил Макдуф, родившийся посредством кесарева сечения.

   Так что хотел сказать нам Шекспир, когда к ведьмам, усиливая действия адских сил, добавляет еще и Гекату? Гений ведь ничего не делает случайно, как мы убедились по другим его великим трагедиям-«Гамлет», «Король Лир».
   Выходит, что даже предавшись душой и телом темным силам, потеряв человеческий облик, руководствуясь низменными страстями, человек - всего лишь игрушка, «тварь дрожащая», лишенная воли, и в любом случае оказывается в аду безо всякой надежды на спасение ? Мы убеждаемся, человек, начавший игру с темными силами, сам оказывается в бездне.

   Таким образом, победа справедливости над злом является полной и реальной в трагедии "Макбете". Гуманист Шекспир утверждает, что нет и не может быть никакого оправдания стремлению человека возвыситься над другими посредством кровавых злодейств. Не бывает подлинного величия, если оно достигается противопоставлением себя всему человеческому. Это путь в никуда.


---
Иллюстрация: Геката (E k a t h) - богиня мрака, ночных видений и чародейств. Древнее хтоническое божество.



  • 1
Очень интересное эссе, но про Гекату так до конца и непонятно

  • 1
?

Log in

No account? Create an account