Суть времени СВАО

Previous Entry Share Next Entry
Король Лир. Обретение себя.
svao_eot

Это последнее эссе. Его автор, Марина С., можно сказать, подытоживает все те «страсти», развернувшиеся вокруг драмы Короля Лира на нашем ЛИКе. Это эссе было написано уже после посещения его автором нашего собрания. И потому оно выходит за пределы произведения и соединяет, как это и должно быть, когда ты имеешь дело с гениальным произведением, его героев и нас, нашу жизнь и наши переживания.
***
У. Шекспир «Король Лир»

«Люди, ищущие истину в собственном своем маленьком мире, а не в большом»
Гераклит

Буквально накануне последней встречи ячейки СВ закончила слушать роман «Волшебная гора» Томаса Манна (asbook.net, читает Вячеслав Герасимов, t=39:37).
Впечатление огромное. Можно говорить только в превосходной степени о романе как высокой литературе,  гениальности автора  - самой идее произведения, ее  воплощении, образах, характерах героев,  пленительном мирке санатория «Берггоф», где разложение и смерть не только не мешает, а даже и способствует философствованию на тему гуманизма (Сеттембрини), консерватизма (Нафта), радости жизни (Пепперкорн)…пока не грянул Гром….

Поэтому пришла на обсуждение Короля Лира неподготовленная - не прочитала полностью трагедию и без письменного впечатления.  Но с твердым ощущение того, что роман «Волшебная гора» и трагедия «Король Лир» – это произведения одного, высокого образца литературы: в центре стоит человек, и исследуется то, что возвышает его над «двуногим животным», или другими, словами, не допускает  «сведи к необходимостям всю жизнь и человек сравняется с животным». А человек - «венец творения».

Но это все общие фразы, и не новые, переходящие из одного текста в другой. А хочется некоторой конкретики, возможно преломления в современность, где жизнь бурлит и предлагает различные способы «консервации», чтобы уйти от реальности… Заслушанные эссе и обсуждение произведения было интересными и полезным, и побудили разобраться в своих смутных, неясных ощущениях, которые не давали покоя, казалось,  что главное в понимании трагедии - для меня, во всяком случае – ускользает…
Поэтому снова прочитала Короля Лира. Целиком. Удивилась  и восхитилась (как и «Волшебной горой») глубине и сложности Шекспира.

В романе Т. Манна очень важный момент снежной бури, в которую попал Ганс Касторп, катаясь на лыжах в одиночку. Ему тогда привиделся солнечный город счастья на берегу моря, где наслаждаются жизнью и казалось бы, царит полная гармония, дети играют, матери кормят младенцев, на лицах благость и умиротворение, однако в храме неподалеку творились жуткие жертвоприношения. (С.Е. Кургинян приводит этот отрывок в статье из цикла «Судьба гуманизма в ХХI веке»).  Как это возможно - счастье – избранному кругу - за счет страдания остальных? Но это был лишь сон, истинного пробуждения не случилось…Он благополучно вернулся на «волшебную» гору, в свой «избранный» кружок больных туберкулезом, которым созданы исключительные условия ухода и лечения, недоступные для большинства заболевших этой смертельной болезнью.
Лир идет  навстречу буре, стихии, и, казалось бы, «сходит с ума». А в действительности наступает пробуждение и запоздалое осознание иллюзорности того мира, в котором жил 80 с лишним лет. Когда вместо подлинного человеческого - лишь лесть и притворство, преклонение перед властью и могуществом. Прежний мир для него рухнул.  Он снова готов сражаться.

«                         Сражается один
С неистовой стихией, заклиная,
Чтоб ветер сдунул землю в океан
Или обрушил океан на землю,
Чтоб мир переменился иль погиб.
Рвет волосы свои, и буйный ветер
Уносит их, хватая и крутя.
Всем малым миром, скрытым в человеке,
Противится он вихрю и дождю,
Которые сцепились в рукопашной.
В такую ночь, когда не выйдут вон
Медведица, и лев, и волк голодный,
Он мечется с открытой головой
И гибели самой бросает вызов»
…………….
Нет, духи разрушенья, вы в союзе
С моими дочерьми и войском всем
Набросились на голову седую
Такого старика. Не стыдно ль вам?».


Выдающийся режиссер Григорий Козинцев в своей работе «Король Лир» 1958года, когда готовился к постановке одноименного фильма, пишет: «Трагедия Лира была в том, что он хотел найти истину в собственном маленьком мире.
Король обожествил свою личность. Ему стало казаться, что вовсе не власть, полнотою которой он обладал, определила его место в жизни, но внутренняя, неизменная ценность его человеческих достоинств. В сознании Лира постепенно образовалась искаженная картина реальных отношений….».

Ну вот, собственно, то, что искала - слова «… найти истину в собственном маленьком мире». Здесь наступило внутреннее удовлетворение. Не исключено, что оно питается уже собственным маленьким мирком с бесконечными ограничениями и обусловленностями, попытка выхода  за пределы которых и привела в ячейку СВАО. Своевременно. И мировая литературно-философская классика оcуществляет свою преобразующую -развивающую - воспитывающую функцию. Почему так поздно доходит? Наверное, гениальные люди - понимают с первого прочтения, просто намека, а обычные, погруженные в повседневную жизнь - когда появляется больше времени на размышление о вечном, когда, как говорятся, «уже едешь с ярмарки»…

Безусловно, это мое субъективное ощущение, возможно, несколько экзальтированное. Извне может наблюдаться и иная картина.
Разумеется, проблематика трагедии Король Лир не исчерпывается лишь этим аспектом - выходом за пределы личного... своих границ, ближнего круга…
Наверное, можно говорить и о назидании потомкам – когда слепота властителей и безразличие и озабоченность собственным благополучием приводит к гибели сотен и тысяч воинов и мирных жителей во времена Лира, уже миллионам в 20 веке, и миллиардам в 21 веке…это реальность уже на пороке…
  
Да, а Уильям Шекспир- гений…
***

Как сказано выше, на этом с темой «Лира» мы заканчиваем. Но лишь для того, чтобы перейти другому произведению Шекспира. Уже в эти выходные состоится очередное собрание Клуба, на котором мы будем обсуждать уже «Макбет».


  • 1
  • 1
?

Log in

No account? Create an account