Суть времени СВАО

Previous Entry Share Next Entry
Человек - принц Датский Гамлет
svao_eot

Продолжаем публикацию эссе наших товарищей, зачитанных на Собрании ЛИК СВАО на "Гамлету" Шекспира.
Третьем было мнение недавно присоединившейся к нам Марины И-С.


***

Зажегся красный- не успела перебежать Большую Никитскую. Апрель. Ранняя весна.  Секундомер начал отсчет…Как давно я здесь не была….спасибо светофору… можно оглядеться вокруг… Никитские ворота…церковь,  в которой 185!! назад венчался Александр Пушкин с Натальей Гончаровой, если точно-то Храм Вознесения Господня в Сторожах, у Никитских ворот. «Пророк» уже написан… а жить оставалось 6 лет…
Смотрю налево, туда, где раньше- в мою советскую молодость - находился старый добрый кинотеатр Повторного фильма, а улица называлась в честь Герцена.

Над входом большая растяжка- реклама премьеры спектакля «ЧЕЛОВЕК-ВОЛК»[1].

Я остолбенела. И не верила своим глазам, что возможно вот так вот просто, через дефис, придав тождественную силу двум словам-смыслам, соединить взаимоотрицающие  понятия: человек и все человеческое, что с ним связано и его  же отрицание, т.е.зверь и зверство…Что это? Есть слово «оборотень», которое встречается в литературе… как же можно вот так со словами и смысловыми образами обращаться…не понимаю…

Было время - Советское – когда в этом кинотеатре  впервые познакомилась с экранизацией трагедий Шекспира -«Отелло» ( реж. Сергей Юткевич, 1955 г.), «Король Лир» (реж. Григорий Козинцев 1970г.), Гамлет, (реж. Григорий Козинцев, 1964).

Это предисловие- только для того, чтобы оправдать смелось писать о Шекспире, потому что у Никитских ворот родился  только заголовок «Человек- принц Датский Гамлет»- в это время перечитывала трагедию к занятию ЛИК СВАО Сути Времени. Именно человек, и лучший человек из эпохи Возрождения – это для меня Гамлет. А Шекспир вдохнул жизнь в своего героя. Разумеется, чтобы набраться храбрости, мне хотелось бы найти опору у великих.
Мне было интересно узнать, что говорил о Гамлете гигант мировой литературы И.-В. Гёте, т.к. недавно прочитала его «Фауста».
В глазах Гете Гамлет «прекрасное, чистое, благородное, высоконравственное существо»[2] . Вопрос- почему «существо», а не Человек?
Томас Манн, другой величайший немецкий писатель-гуманист, работая над последним романом «Доктор Фаустус» писал в дневнике: «Читаю Шекспира», «Снова читаю Шекспира». Возможно, чтобы как-то приблизиться к пониманию произведения «Доктор Фаустус» стоит ознакомиться и со статьей А. Русаковой «Шекспировские реминисценции  в романе Томаса Манна «Доктор Фаустус»[3].  Мне помогло.
Итак, принц Гамлет…он очень любит по-человечески своего отца и так говорит о нем:

Он человек был в полном смысле слова.
Уж мне такого больше не видать!(пер. Б.Пастернака и далее везде)

А  так описывает убитого отца матери, королеве Гертруде, надеясь, что она  прозреет, и увидит, какое ничтожество ее нынешний муж:

Смотрите, сколько прелести в одном:
Лоб, как у Зевса, кудри Аполлона,
Взгляд Марса, гордый, наводящий страх,
Величие Меркурия, с посланьем
Слетающего наземь с облаков.
Собранье качеств, в каждом из которых
Печать какого-либо божества,
Дающих званье человека.

Т.е. человеческое в наивысшем развитии подобно божественному- это убеждение Гамлета
Но жизнь самого принца Гамлета  была предопределена:
                       Он сам в плену у своего рожденья.

                     Не вправе он, как всякий человек,

                     Стремиться к счастью. От его поступков

                     Зависит благоденствие страны.

                     Он ничего не выбирает в жизни,

                     А слушается выбора других

                     И соблюдает пользу государства.

Поэтому, когда Гамлету становится известно, что его любимый отец вероломно убит- мир для него рушится, раскалывается:
                       Порвалась дней связующая нить.

                       Как мне обрывки их соединить!


«... я потерял всю свою веселость и привычку к занятиям. Мне  так  не по себе, что этот цветник мирозданья, земля, кажется мне  бесплодною  скалою,  а  этот  необъятный  шатер  воздуха  с неприступно вознесшейся  твердью,  этот, видите ли, царственный свод, выложенный золотою искрой,  на  мой взгляд - просто-напросто скопление вонючих и вредных паров».
И тут же издевательски говорит о придворных, включая Розенкранца и Гильденстерна, которых король Клавдий подвизал наушичать на Гамлета
«Какое   чудо   природы   человек!   Как   благородно  рассуждает!  С  какими безграничными  способностями! Как точен и поразителен по складу и движеньям! Поступками  как  близок  к  ангелам!  Почти  равен  богу - разуменьем! Краса вселенной!  Венец всего живущего!», 

противопоставляя их подлинному обладателю этих качества- своему отцу. 


Что делать?
Любимый отец требует мести, ограничивая сына только одним:
                                              «… как бы ни сложилась месть,

                      Не оскверняй души и умышленьем

                      Не посягай на мать. На то ей бог»


Принц Гамлет один перед низостью, порочностью и развратов, лицемерием и притворством нынешнего королевского двора, представших перед ним в истинном свете- Эльсинор кишит безумцами, не ведающих это.
                                             «Какая-то в державе датской гниль»
А Король, королева и двор заставляет усомниться, что перед ним – люди:

                                              Что значит человек,

Когда его заветные желанья -

Еда да сон? Животное - и все.

И что привело  в такое  гнилое состоянии Данию, если над ней смеются соседи и ропщет народ:
Вот он, гнойник довольства и покоя:
Прорвавшись внутрь он не даёт понять,
Откуда смерть (пер. Лозинского)

              Гамлет ненавидит Клавдия- убийцу своего отца. Но и придворные  короля, попустительствуют злу, вовлечены в него. И Полоний, Розенкранц и Гильденстерн, Лаэрт и даже Офелия- являются пособниками Клавдия. Все они выведывают, подсматривают, подслушивают, доносят на Гамлета королю, играют под его дудку как в плохом спектакле. Всё против него. На его стороне единственный Горацио, его однокашник по Виттенбергскому университету, который даже не земляк, а, по его собственным словам, «скорее римлянин». Наблюдатель просто. И защищающее его безумие- все что он может себе позволить.
              Как ему  решиться принять такой вызов? Один против всех? Может все-таки смириться и терпеть, и как принц Фортинбрас направить свои силы на походы-завоевания,  пусть ничтожных, но земель, а не мстить за отца.
Понимая свое положение, мучительно ищет решение                    :
               Быть иль не быть, вот в чем вопрос.

               Достойно ль

               Смиряться под ударами судьбы,

               Иль надо оказать сопротивленье…

                    
              Надо действовать, но наверняка, права на ошибку нет.  А для этого нужно удостовериться в виновности Клавдия, что и происходит на представлении бродячих актеров.
Решение принято. Довольно колебаться.Теперь это другой Гамлет. Только безумие «на датской почве» ему помощник.
              И  Офелия его не уже узнает:
Какого обаянья ум погиб!

Соединенье знанья, красноречья

И доблести, наш праздник, цвет надежд,

Законодатель вкусов и приличий,

Их зеркало... все вдребезги. Все, все...


              И принц бросается в схватку, вырываясь из своей предначертанности, борясь за честь и достоинство отца, матери, за восстановление справедливости, жертвуя собой, твердо веря, что «что в мире много есть того, что вашей философии не снилось», и погибает, давая последний наказ Горацио:
                       Ты жив. Расскажешь правду обо мне

                    Непосвященным.


                       Бесславием покроюсь я в потомстве,

                    Пока не знает истины никто!

                    …. Подыши

                    Еще трудами мира и поведай

                    Про жизнь мою.

 

               Жизнь и благородная смерь принца Гамлета переплелись  прочным узлом, который спас разорванную « дней связующую нить». Правда восторжествовала. И осталась в истории. И мы не можем не восхищаться принцем Гамлетом, совершивший предначертанный ему подвиг жизни и смерти.

               А что останется от больного, т.н. волка, который так и не смог стать человеком, хотя шанс есть для всех?

Только история болезни и ничего более, интересная ограниченному  кругу медспециалистов и любителей интерперетаций патологий.

 

 

Послесловие

Полоний:

-Что вы читаете, милорд?

Гамлет:

Слова, слова, слова

 

Шекспир настолько глубок, многомерен и многогранен, что можно вдумчиво читать  «Гамлета», и учиться, развиваться и образовываться, выстраивая смысловые и идейные связи, питаясь от источника великой культуры, формируя свое мировоззрение.

И это  мы постигаем через Слово Шекспира

 

Интересно ведь, а сколько лет было Гамлету?

А кто такая и откуда Гекуба, и почему о ней помнят, и упоминание о ней что предвещает и имеет ли она отношение к королеве Гертруде?

Какие книги мог бы читать Гамлет, Офелия?

А чем известен Виттенберг, и вообще что такое немецкий университетский город в то время.

Почему норвежскому принцу Фортинбрасу необходимо было идти на Польшу через земли Дании, каковы границы в 16-17 веке. Почему Дания, но датский?

И мн. др….




[1] ЧЕЛОВЕК-ВОЛК
Театр у Никитских ворот, реж. Марк Розовский
Основа пьесы "Человек-волк" документальная — история болезни человека, которого Зигмунд Фрейд прозвал «Человек-волк». Нас, как людей театра,  интересует не собственно психоанализ, а судьба человека, русского эмигранта, рафинированного интеллигента, который попал в мясорубку истории: довоенное время, фашизм, война… Его драма — это драма одинокого человека. Попробуем соединить методику Станиславского с открытиями Фрейда и дать новый уровень психологического театра, театр  глубинного психоанализа.
[2] Гете И. — В. Собр. соч. в 10 томах. — М., 1978, Т. 7. — С. 199.
[3]Сборник статей «Шекспир в мировой литературе» Изд-во «Художественная литература», М.-Л., 1964 г.




?

Log in

No account? Create an account